Выставка «МОЦАРТ: к юбилею великого композитора (1756-1791)

Дом Пашкова
ВЫСТА

 

Моцарт является одним из основоположников классицизма в музыке. Смелое переосмысление традиций галантного стиля позволило ему в значительной степени раздвинуть горизонты музыкального искусства. Своеобразие его творчества обусловлено сочетанием необыкновенного лиризма, воодушевленности с высокой организованностью и волевой собранностью. Имя Моцарта стало символом гениальности, высочайшего мастерства. Ценность его творений и их огромная роль в духовной жизни человечества поистине впечатляют.

При подготовке экспозиции в отделе нотно-музыкальных изданий РГБ решили остановиться на старопечатных изданиях из специальной части фонда отдела, где хранятся наиболее ценные и редкие ноты. Моцартовское наследие среди этих раритетов представлено в 325 изданиях, вышедших в свет с 1765 по 1825 год. Непосредственно для выставки были отобраны прижизненные публикации – это шестнадцать нот. К ним добавили три сборника, которые были выпущены вскоре после смерти композитора. Девять из этих изданий являются первыми, благодаря чему они в наибольшей степени примечательны. В экспозицию также вошли три издания, датированные промежутками времени в несколько лет, включающих и те периоды, когда композитор был жив. Все собранные ноты являются иностранными.

Экспозицию дополняет репродукция картины Мартина Ван Мейтенса Wedding Supper (1763) с изображением Редутного зала. Полотно посвящено праздничному ужину в честь бракосочетания Иосифа II и Изабеллы Пармской в 1760 году. В этой картине имеется примечательный фрагмент. В левом нижнем углу среди придворных музыкантов изображен ребенок с треуголкой – и это Вольфганг Моцарт. Об этом факте можно прочесть в книге французского музыковеда Жиля Кантагреля «Рождение шедевров Моцарта» (Москва, 2005).

Отдельного внимания заслуживает первое издание трех концертных квартетов (KV. 575, 589, 590, 1791). Ноты содержат шмуцтитул, на котором запечатлен Моцарт в известной гравюре Иоганна Георга Мансфельда. Гравюра выполнена в 1789 году по барельефу Леонарда Поша. Авторы гравюры и барельефа поместили портрет композитора в центр медальона. Мансфельд обрамляет медальон ветвями лавра и дуба, символизирующими славу. Под медальоном представлен ряд музыкальных атрибутов: скрипка, лира, труба, нотные листы и клавиатура. Выставка включает портреты Поша и Мансфельда, а также фотографию барельефа Поша с изображением Моцарта.

Прижизненные издания Моцарта из фонда РГБ большей частью выпущены издательской фирмой «Артария». Она была основана в 1769 году выходцами из Италии Карло Артарией и его двоюродными братьями, переселившимися в 1750 году в Австрию. Первоначально предприятие печатало гравюры и географические карты, а с 1778 года стало выпускать ноты. В конце XVIII – начале XIX века фирма считалась одной из крупнейших в Европе. В основном она публиковала произведения венских классиков, в том числе многие сочинения Моцарта.

Выставка знакомит с нотами и других издательств, основанных в разных городах Европы: Иоганна Юлиуса и Бурхарда Хуммелея (Амстердам); Иоганна Михаэля Гётца (Мангейм); Жан-Жоржа Зибера (Париж); Бернхарда Шотта (Майнц); Генриха Филиппа Босслера (Шпайер); Жан-Жерома Имбаулта (Париж). Нотопечатная деятельность этих издателей разворачивалась во второй половине XVIII века.

Очевидно, что прижизненные издания Моцарта всегда привлекали к себе особое внимание, и ценность этих памятников музыкальной культуры со временем будет только возрастать.

  • с 27.01 09:00 до 19.03 20:00
  • Понедельник: c 09:00 до 20:00
    Вторник: c 09:00 до 20:00
    Среда: c 09:00 до 20:00
    Четверг: c 09:00 до 20:00
    Пятница: c 09:00 до 20:00
    Суббота: c 09:00 до 20:00
  • Вход свободный
  • Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1
  • Узнайте больше новостей культуры
Нравится

Users who have LIKED this post:

  • avatar
Directory Wizard powered by www.polldirectory.net
Загрузка...
Перейти к верхней панели